| Примеры | Статьи, публикации | Форум | Новости | Услуги | Вопросы – ответы | |
|
тел. (486 2) 54-40-77, e-mail illidiy(собака)orel.ru |
|
Статьи, публикации
|
|
Каганов А.Ш.
Исследование фонограмм на предмет наличия/отсутствия на них признаков монтажа как задача экспертной диагностики
Исследование фонограмм на предмет наличия/отсутствия на них признаков монтажа или изменений, внесённых в процессе записи ли после неё, является одной из основных диагностических задач судебной фонографии. Напомним, что согласно [1] такие исследования, как определение фактического состояния объекта, в том числе наличия или отсутствия отклонений от определенной нормы или зафиксированного ранее состояния объекта; определение причин и условий изменений свойств (состояния) объекта; определения наличия следа; определение возможности судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам; установление причинной связи между действиями и наступившими последствиями и т.д. относятся к диагностическим. Опыт экспертной практики показывает, что фактически в любом постановлении следователя или определении суда о назначении судебной криминалистической экспертизы звукозаписей ставится вопрос о монтаже представленной фонограммы. Поскольку понятие монтажа включает в себя умысел (определение наличия которого, заметим, не входит в компетенцию эксперта–криминалиста), то эксперт вправе отвечать лишь на вопрос о наличии/отсутствии на фонограмме признаков монтажа или изменений, внесённых в процессе записи или после неё. Оговоримся, что в действительности нарушение целостности фонограммы может быть вызвано рядом причин и часто не нести в себе какого–либо умысла. Например, во время очередного прослушивания звукозаписи оператор–пользователь может непреднамеренно включить магнитофон на запись вместо включения режима воспроизведения, что в итоге всегда оставляет новые следы на первоначальной фонограмме. Обсуждая различные аспекты монтажа звукозаписей, напомним, что под монтажом в кино понимается “творческий и одновременно технический процесс в создании фильма … интерпретация снятого кономатериала путём отбора, сочетания отдельных кусков изображения, или так называемых монтажных кадров” [2]. Отличие монтажа в кино, телевидении и радиовещании от монтажа в криминалистической экспертизе звукозаписей состоит, прежде всего в том, что если в первом случае монтаж выступает в качестве вполне законного художественного приёма, то в случае использования фонограммы в качестве вещественного доказательства в уголовном или гражданском судопроизводстве монтаж является средством фальсификации указанной звукозаписи. На нынешнем этапе развития рассматриваемого нами вида экспертизы задача обнаружения признаков монтажа становится наиболее проблемной. Такое положение связано с быстрым распространением цифровых форматов записи звуковой информации и бурным развитием компьютерных технологий, в частности современных средств мультимедиа. Что следует понимать под монтажом в криминалистической экспертизе звукозаписей? Согласно [3] под монтажом следует понимать “объединение двух или более частей одной или нескольких ранее записанных фонограмм путем перезаписи, при котором могут вноситься изменения в записываемую информацию, и может изменяться очередность фрагментов”.
Классифицируя пути осуществления монтажа, в настоящее время, целесообразно, на наш взгляд, говорить о механическом, электронном аналоговом и электронном цифровом способах монтажа. Механический монтаж фонограммы – это соединение в необходимом порядке отдельных частей фонограммы путем их склеивания или сращивания. Электронный аналоговый монтаж – это монтаж, при котором монтажные переходы формируются с помощью аналоговых средств звукозаписи. Электронный цифровой монтаж – это монтаж, осуществляемый компьютерными методами посредством специализированных программных звуковых редакторов с применением приемов и средств автоматизации монтажа.
Особо следует остановиться на понятии выборочной фиксации звукозаписей. С технической точки зрения выборочная фиксация является одним из видов электронного аналогового или цифрового (в зависимости от способа записи) монтажа. Особенность такого монтажа состоит в том, что указанный монтаж производится в процессе записи, а не после неё. По сути дела основой технологии выборочной фиксации является набор последовательных продолжений записи звуковой информации, пришедшей от первоисточника.
С точки зрения теории судебной экспертизы исследование фонограммы на предмет наличия/отсутствия на ней признаков монтажа или изменений, внесенных в процессе записи или после неё, является комплексным диагностическим исследованием, которое в общем случае должно состоять из трёх частей: трасологической; аудитивно–лингвистической; инструментальной. Таким образом, свойство смонтированности фонограммы как документа находит своё отражение в диагностических признаках монтажа различных групп. Суть экспертного исследования фонограммы на наличие признаков монтажа состоит в выявлении указанных признаков каждой группы, а также в определении причин различных нарушений непрерывности записи или иных способов привнесения в фонограмму изменений. На основании выявленных признаков эксперт не только определяет факт присутствия на фонограмме признаков монтажа (если таковой имел место), но и выявляет тот путь, с помощью которого данный монтаж был осуществлен. Не останавливаясь в данной статье подробно на трасологической части исследования магнитной ленты, заметим только, что исследованию должна быть подвергнута не только магнитная лента (в том числе и геометрия расположения на ней магнитных дорожек), но и корпус той компакт–кассеты (микрокассеты, видеокассеты), в которой лента размещена. Последнее необходимо для установления наличия признаков вскрытия кассеты, если таковое имело место. Поясним, что случаи вскрытия кассет нередко встречаются в экспертной практике. Следует заметить, что, вообще говоря, цели экспертного исследования предусматривают лишь установление самого факта вскрытия корпуса кассеты, но не предполагают выяснения причин подобного действия. Исследование корпуса кассеты, поступившей на экспертизу, приобретает особую значимость в контексте анализа фонограммы на предмет подмены фонодокумента или его полной фальсификации, например, с помощью цифрового компьютерного монтажа, о котором мы будем говорить ниже.
Если трасологическая часть исследования позволяет выявить признаки механического и электронного аналогового монтажа, то следующая за ней аудитивно–лингвистическая часть экспертизы может оказать существенную помощь в обнаружении признаков не только механического и аналогового, но и электронного цифрового монтажа звукозаписей. Аудитивно–лингвистическая часть исследования фонограммы на предмет наличия/отсутствия на ней признаков монтажа может проводиться как с помощью аналоговых, так и с помощью цифровых устройств регистрации звука, а также с использованием звуковых редакторов, входящих в состав специализированного программного обеспечения современных персональных ЭВМ, которые включены в состав АРМ эксперта. К признакам монтажа аудитивно–лингвистической группы могут быть отнесены[1]: – наличие и месторасположение импульсных сигналов, характерных для переходных процессов "включения/выключения" аналогового магнитофона в режиме "запись"; – связность семантического содержания зафиксированных на фонограмме разговоров; – естественность пpoтeкaния речевых актов (Поясним, что неестественное, физиологически необоснованное звучание некоторых реплик может возникнуть в том случае, когда в результате монтажа “обрезается” часть звучащего слова, фразы или высказывания. При этом оставшаяся часть может звучать физиологически необоснованно. Такое явление может сопровождаться отсутствием признаков монтажа инструментальной группы. В этом случае возрастает роль аудитивно–лингвистического анализа); – фyнкциoнaльная нaгpyзка, адекватность размещения и продолжительность имеющихся пayз; – логические и синтаксические несоответствия в отображенной информации (в разговорах в целом и в отдельных фразах); – изменение xapaктepа шyмoв в пayзах и измeнeние xapaктepa фоновых шyмoв в тeчeниe речевых актов (акустический фон), стабильность фоновых шумов; – адекватность интoнaциoннoй структуры речевых актов; – обоснованность/необоснованность изменения акустической глубины звучащих реплик. (Следует заметить, что изменение акустической глубины источника звука может оцениваться как перцептивным, так и инструментальным методом); – непоследовательность или неограниченность тематики разговора.
Анализируя список признаков аудитивно–лингвистической группы, заметим, что при изменении фонограммы методами цифрового монтажа перечень, или поле возможных признаков уменьшается по сравнению с механическим или аналоговым способами монтажа (так, в случае цифрового монтажа на фонограмме отсутствуют импульсные сигналы выключения/включения режима записи, которые при прослушивании фонограммы воспринимаются как “щелчки”). Но и в этом случае большая часть признаков аудитивно–лингвистической группы остаётся общей для всех способов монтажа. Важное значение признаков аудитивно–лингвистической группы в технологии экспертного исследования объясняется тем фактом, что сущность полной или частичной подмены фонодокумента заключается в изменении первоначальной звуковой информации, зафиксированной на носителе. Изменения эти могут относиться не только к речевой, или словесной информации, но и к условиям получения фонограммы. Какими путями может быть изменена первоначальная фонограмма? Основными способами частичного изменения звукозаписи, выступающей в роли фонодокумента, являются стирание, дописка, вырезание фрагментов звукозаписи и монтаж [3].
Таким образом, монтаж звукозаписи выступает в качестве инструмента, позволяющего добиться желаемого (для автора монтажа) изменения первоначального содержания фонограммы. Такое изменение может достигаться как любым из перечисленных выше способов, так и их комбинацией. Во всех случаях, однако, аудитивно–лингвистическая составляющая комплексного исследования звукозаписей позволяет выявить места или явления “подозрительные” с точки зрения возможного монтажа и наметить пути изучения указанных фактов в процессе проведения инструментальной части экспертизы. Следует, однако, учитывать, что профессионально выполненный монтаж иногда на слух не обнаруживается. В этом случае на помощь приходят инструментальные методы исследования звукозаписей [4]. Переходя к рассмотрению инструментальной части комплексного диагностического исследования фонограмм на предмет наличия/отсутствия на них признаков монтажа, поясним, что использование в процессе анализа современных звуковых редакторов позволяет установить наглядную связь между признаками монтажа аудитивно–лингвистической и инструментальной групп. Использование аппаратно-программных средств редактирования и исследования звукозаписей требует размещения фонограммы в памяти компьютера, т.е. преобразования её в цифровую форму записи. После размещения исследуемой фонограммы в памяти компьютера эксперт, вооруженный инструментом с достаточными для работы звукового редактора вычислительными ресурсами и обладающий специальными познаниями в области судебной фонографии, способен обнаружить следы (признаки) монтажа. К тем признакам монтажа инструментальной группы, которые могут присутствовать на фонограмме даже в случае применения способов цифрового электронного монтажа, могут быть отнесены: – спектральный состав речевых сигналов и пауз внутри диалогов; – динамика энергетического уровня речевых сигналов; – спектрально–временные характеристики фоновых шумов; (Напомним, что в тех случаях, когда стыкуемые при монтаже участки фонограммы имеют различный уровень сигнала, для сокрытия следов монтажа может быть применена, например, функция “fade”, имеющаяся в некоторых программных редакторах [5]. В случае использования функции “fade” для сокрытия места монтажа эксперту следует провести измерение спектров на участках пауз до и после предполагаемого места монтажа, а также оценить среднюю мощность речи на соседних фразах справа и слева от точки стыка); – спектрально–аудитивные признаки акустической глубины звучащих реплик; – низкоуровневые, паразитные сигналы источников и устройств, сопутствующих как первичной записи, так и процедурам, связанным с возможным монтажом фонограммы (Технология обнаружения данного признака состоит в том, что любой канал записи оставляет свои следы в виде набора непрерывных частот, иногда по уровню очень слабых, визуально не отображаемых. Это не означает, однако, что указанные частоты нельзя “увидеть” с помощью некоторых современных звуковых редакторов. Так, например, разрыв фазы сигнала сетевой помехи (при сохранении значения амплитуды) свидетельствует о вырезании фрагмента исследуемой фонограммы, т.е. об её монтаже [6]. Интересно отметить, что, исходя из приведенного списка признаков инструментальной группы, наиболее эффективными (с точки зрения обнаружения следов монтажа) оказываются такие параметры зафиксированного на фонограмме сигнала, которые вообще не воспринимаются на слух. К ним в первую очередь относятся низкочастотные и высокочастотные составляющие гармонического типа: следы фона электросетевого питания в низкочастотной области и следы высокочастотного подмагничивания записываемого сигнала [7]. Последний параметр, однако, удается обнаружить далеко не во всех случаях, а только на магнитных лентах высшего качества и при использовании магнитофона высшего класса. Анализируя звуковую информацию при поиске следов возможного монтажа, следует учитывать, что в зафиксированном на фонограмме сигнале дополнительно отражаются не только следы аппаратуры, использованной для записи и (или) передачи звука, но и следы того помещения, в котором производилась запись. Для выделения и исследования этих следов используются специальные спектральные методы, реализованные в упомянутых выше специализированных звуковых редакторах. Визуализируя специальные признаки, которые по своей сути являются носителями необходимой эксперту информации, специалисты, обладающие специальными познаниями в области криминалистической экспертизы звукозаписей, могут получить убедительные доказательства присутствия (или отсутствия) на исследуемой фонограмме признаков монтажа или изменений, внесенных в процессе записи или после неё.
Список рекомендуемой литературы 1. Корухов Ю.Г. Трасологическая диагностика. – М:, ВНИИ СЭ, 1983. – 76 с. 2. Большая советская энциклопедия. Том 16. – М: Изд–во “Советская энциклопедия”., 1974. – 615 с. 3. ГОСТ 13699–91 Запись и воспроизведение информации. Термины и определения. М:, 1991. 4. Каганов А.Ш. Исследование фонограмм на монтаж – проблемы и решения. Харьков: НИИ СЭ им. Бокариуса 2004. (в печати). 5. Р.Ю. Петелин и др. Cool Edit Pro 2 Секреты мастерства. – СПб: Арлит., 2002. – 432 с. 6. Иванов И.Л., Попова А.Р. Вопросы экспертной практики криминалистической экспертизы звукозаписей illidiy@orel.ru – 14 с. 7. Женило В.Р. Компьютерная фоноскопия. М: Академия МВД России, 1995. – 207 с.
|
|
Внимание! Запрещается перепечатка данной
статьи или ее части без согласования с автором. Если вы хотите разместить эту
статью на своем сайте или издать в печатном виде, свяжитесь с автором. Контакт |
|
[1] Советский энциклопедический словарь. – М., 1979. – с. 863.
[2] Более точным представляется говорить именно о голосовых складках, а не о голосовых связках, поскольку анатомически голосовая связка – это только тонкая перепонка, идущая по краю голосовой складки.
[3] За значение относительного диапазона изменения частоты основного тона D принята величина равная отношению максимального значения ЧОТ (среднее значение ЧОТ плюс удвоенное значение СКО) к минимальному (среднее значение ЧОТ минус удвоенное значение СКО).
[4] Под относительным отклонением понимается модуль разности между средней ЧОТ исходной и сравнительной записей, деленный на значение средней ЧОТ сравнительной записи.
[1] Диполи – источники, у которых в среднем по всему пространству нет результирующего объемного потока, но возникают противоположные силы, например, на поверхности обтекаемого твердого тела вследствие срыва вихрей или неравномерности набегающего потока.
[2] Объективная шкала (А) – равномерная частотная шкала.
[1] Здесь и далее список признаков монтажа носит информационный характер и не претендует на полноту.