| Примеры | Статьи, публикации | Форум | НовостиУслуги   |  Вопросы – ответы |

 

тел. (486 2) 54-40-77,

mailto:illidiy(собака)orel.ru

 

 

Статьи, публикации

 

Таблица векторов идентификационных признаков изменений видео-аудио записей произведённых в процессе записи или после на цифровых носителях информации.

По материалам:

Филологический факультет Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова (лаборатория фонетики и речевой коммуникации и Центр Речевых Технологий), Международная конференция  «Функциональные стили звучащей речи»  05.09.05 -07.09.05г.

Иванов И.Л.

 

Россия

Введение:

Бурное развитие научно-технического прогресса, связанного с разработкой широкого спектра устройств документирования аудио-видео информации на цифровых носителях, открывает для судебной видео-фонографии новые направления в исследовании. Эти направления  часто пересекаются с исследованиями в области высоких технологий связанными с судебными компьютерно-техническоими исследованиями. Для понимания этой проблемы  была обобщена статистика представления исследовательского и сравнительного материала для видео-фонографических исследований за период 2004г. - начало 2005г.

 

Исходный материал

Сравнительный материал

 

Магнитная запись

Цифровая запись

Магнитная запись

Цифровая запись

2004 г

21

3

17

0

с 01 по 04    2005г

0

4

4

0

 

Таким образом, выявляется необратимая тенденция перехода на цифровые устройства документирования исходного материала. Исследование  сравнительного идентификационного материала представляемого за начало 2004 г. привело к однозначному утверждению, что и он первоначально пребывал в цифровом виде и затем был записан на магнитную ленту.

 

Направления исследования:

1.        Установить все преобразования, которые произошли с объектом документирования (зрительного образа или звуковой волны исходной речи) в то отражение информации, которое поступило на исследование.

2.        Предварительно исследуя представленный материал и пояснения к нему из уголовного (гражданского) дела или со слов заказчика исследования определиться с условиями исходной записи, характеристик устройства документирования, окружающей обстановки, в процессе документирования. В случае необходимости направить соответствующие запросы.

3.        В случае предоставления устройства документирования на исследование –изучить все  тактико-технические данные устройства.

4.        Определиться в направлении вектора признаков, которые обязательно должны сопровождать данный процесс документирования а так же определить вектор признаков, который должен отсутствовать в представленном на исследование материале.

5.        Провести трассологическое, аудитивное, инструментальное исследование по выявлению признаков и сравнению с теми векторами признаков, которые были первоначально сформированы для проведения исследования.

6.        В синтезирующей части провести полный анализ выявленных и отсутствующих  признаков.

 

 

Исходный материал, первоначально документированный в цифровом виде представления аналоговой информации, может быть представлен на исследование чаще всего в следующих видах:

1.     На лазерном компакт-диске, флэш-памяти, магнитная дискета и т.д.  в виде аудио-видео файла.

2.     В виде видео-аудио файла внутри устройства документирования (сотовый телефон, цифровая камера, цифровой диктофон и т.д.).

3.     На магнитной ленте с цифровой записью.

4.     На магнитной ленте с аналоговой записью (первоначальный цифровой поток переведён в аналоговую форму).

 

В начале исследования крайне необходимо понять эксперту все изменения, которые произошли с первичным объектом исследования связанные с преобразованием объекта документирования (зрительного образа или звуковой волны исходной речи) в то отражение информации, которое поступило на исследование. Неправильное понимание этой проблемы, не соответствие рабочего места требованиям, предъявляемым к данному виду исследований, а иногда и отсутствие опыта работы зачастую не позволяет правильно ответить на поставленные вопросы. Отражение канала записи в представленном на исследовании материале, позволяет однозначно определить признаки на уровне визуально – аудитивно - инструментального и абстрактного исследования. Для этого рассмотрим обобщённую схему поиска и составления таблицы векторов признаков. Параллельно будем формировать вектора признаков присутствующих и отсутствующих в свойствах исследуемого материала.

 

Трасологическое исследование

 

 

Визуальный уровень

Визуально - аудитивный уровень

Вектора признаков в канале записи

Осмотр магнитной лены, магнитной поверхности дискеты или компакт-диска 

1. Целостность корпуса.

2. Наличие винтового/клеевого соединения и его состояние.

3. Следы разборки корпуса.

4. Качество полива и состояние активной поверхности носителя.

5. Следы царапин и осыпания активного слоя.

6. Деформация активного слоя или его носителя.

1. Определение временн`ого соответствия выявленным изменениям визуального уровня. (соответствие моментов осыпания магнитного слоя аудитивному восприятию и т.д.)

 

1. Допустимость/не допустимость присутствия изменений на исходной записи связанные с изменениями, выявленными на визуальном уровне.

 

Микрофон, первые входные каскады усиления

 

 

Аудитивный уровень

Инструментальный уровень

Вектора признаков в канале записи

Расположение устройства документирования, акустическая обстановка

1. Расположен неподвижно/подвижно.

2. Защищён/не защищён. (скрыто расположен под одеждой, в сумке, боковом кармане и т.д).

3. Акустическая обстановка возле микрофона: помещение, улица, поле, лес, кабина машины, магистральное шоссе и т. д.

4. Присутствие признаков ветра, спад/подъём верхних частот. Характерные признаки движения объекта (шаги) и связанные с ним периодические шумы одежды и т.д.

5. Признаки разговора по телефону (сотовый, обычный).

6 Присутствие фоновой обстановки в виде мелодий/песен и т.д.

7. Наличие/отсутствие эха помещения

1. Спад/подъём АЧХ.

2. Выявление признаков отражения в исходном материале окружающей электромагнитной  обстановки.

3. Признаки передачи/приёма сотового телефона.

4. Ограничение спектра телефонного канала (0.3-3.4 кГц).

5.Присутствие/отсутствие гармонических помех проникших в канал записи.

6.Присутствие/отсутствие импульсных периодических/не периодических помех проникших в канал записи.

7. Замер фоновой музыки/песни по длительности.

8. Оценка периодических сигналов, периодического такта музыки (например электронный ударник)

9. По длительности эха - оценка объёма помещения, его реверберационных свойств

10. Поиск не слышимых периодических колебаний. 

1. Допустимость присутствия/отсутствия 50Hz и кратной ей гармонических составляющих.

2. Допустимость/не допустимость ограничения спектра в области нижних и верхних частот.

3. Допустимость/не допустимость присутствия периодических/не периодических импульсных помех.

4. Допустимость/не допустимость присутствия в канале записи клипперных шумов радиоканала. Пропадания радиоканала в случае движения/неподвижности объекта.

5. Допустимость/не допустимость присутствия в видеоряде пропадания синхронизации, цвета, видео-ряда, звуко-ряда.

6. Допустимость/не допустимость изменения длительности фоновой музыки/песни и т.д. и , возможность сопоставления с длительностью оригинальной музыки/песни.

7. Допустимость/не допустимость отклонения выявленных периодических колебаний

7. Допустимость/не допустимость присутствия эха и его длительности.

 

Устройство документирования и его программное обеспечение

 

 

Абстрактный уровень

Инструментальный уровень

Вектора признаков в канале записи

Форматы предоставления информации

1. Анализ всех форматов: частота дискретизации, битрейт, форматы сжатия (компрессии).

2. Объём памяти и связанная с ним максимально возможные длинна аудио\видео файлов.

1. Визуальная оценка спектральной плотности формата сжатия и побочные эффекты связанные с ним.

2. Исследование дисперсии распределения амплитуд отсчётов и оценка его спектра.

1. Допустимость/не допустимость представления информации в формате исходного материала.

2. Допустимость/не допустимость представленного алгоритма сжатия.

 

Программное и аппаратное обеспечение устройства документирования

1. Возможность редактирования: удаления, изменения, наложения и т.д средствами устройства документирования или его программным обеспечением

2. Возможность записи в устройство внешней информации.

3. Возможность её передачи или приёма от другого источника кроме своего программного обеспечения

1. Проверка возможностей абстрактного уровня.

2. Исследование внутреннего формата представления информации и формата выгружаемой цифровой информации.

3. Исследование двоичной информации структуры аудио/видео файла.

4. Поиск устойчивых признаков относящихся к ошибкам программистов или своеобразности структуры двоичного предоставления в виде файлов.

1. Допустимость/не допустимость изменения исходного материала.

2. Допустимость/не допустимость отклонений от стандартной двоичной структуры внутренней информации в файле.

3. Выявление признаков переконвертации из одного формата в другой.

4. Выявление признаков пребывания фонограммы в цифровом виде.

5. Выявление мест наложения, удаления, фильтрации отдельных фрагментов, установление использование программных средств для сокрытия мест монтажа.

Контрольная запись.

 

 

1. Исследование АЧХ, гармонических/не гармонических помех попадающих в канал записи независимо от акустического канала.

3. Оценка изменений помех по времени (уход частоты, кварцевая стабилизация гармоник)

2. Оценка защищённости входных цепей от электромагнитных наводок.

3. Выявление следов Алиазинга работы АЦП устройства документирования.

4. Измерение динамического диапазона.

5. Оценка нелинейных искажений.

6. Исследование АЧХ канала записи.

7. Оценка детонационных признаков.

 

1. Допустимость/не допустимость соответствия признаков инструментальной группы на контрольной записи и исследовательском материале.

2. Допустимость/не допустимость присутствия в исходном материале гармонических и не гармонических помех, перегрузки канала записи.

3. Выявление обязательных признаков, которые должны присутствовать в исходной записи.

 

Исследование фонограммы с использованием специализированного программного обеспечения эксперта.

 

Абстрактный уровень

Инструментальный уровень

Вектора признаков в канале записи

Поиск цифровых старт-стопных

Исследование возможности появления стоповых импульсов во время записи, исследование на аудитивном уровне

1. Оценка длительностей старт-стопных. Оценка их появления в процессе записи или после.

1. Допустимость/не допустимость присутствия на фонограмме

Фазовый анализ выявленных гармоник

 

1. Оценка линейности фазы и амплитуды гармоник.

2. Исследование наложения гармоник одной на другую.

3. Исследование вторичного спектра гармоник.

1. Допустимость/не допустимость изменения амплитуды и разрыва фазы гармоник.

2. Допустимость/не допустимость наличия наложения гармоник одной на другую.

3. Соотнесение поведения изменения фазы,  частоты  и амплитуды гармоник относительно известных физических законов изменения

Постоянная составляющая энергии отсчётов

Оценка допустимости наличия постоянной составляющей

1.Исследование поведения постоянной составляющей

1. Допустимость/не допустимость изменения постоянной составляющей на отдельных фрагментах

Дисперсия отсчётов

Исследование первичного формата представления, компрессора.

Спектральный анализ дисперсии отсчётов

1. Допустимость/не допустимость изменения формата.

2. Оценка длительностей изменений, удаления, наложения, вставки фрагментов

3. Допустимость/не допустимость пребывания фонограммы в цифровом виде.

 

Визуально – аудитивно - инструментальное исследование

 

 

Визуально - аудитивный уровень

Инструментальный уровень

Вектора признаков в канале записи

Исследование поведения амплитуды, частоты, фазы выявленных на исходной записи гармонических составляющих

Аудитивное сопоставление изменений акустической обстановки с инструментальным уровнем.

1. Выявление признаков непрерывности и разрыва фазы, изменений частоты, уровня исследуемых гармоник.

2. Исследование вторичной фазовой и амплитудно-частотной модуляции.

3. Проверка непрерывности записи в случае изменений аудитивного уровня исследования.

4. Проверка длительностей фоновой музыки/песни и других известных или вычисляемых длительностей фоновой обстановки.

5. Определение по фоновой обстановке точных узлов временн`ой длительности.

1. Допустимость/не допустимость изменения амплитуды, частоты, разрыва фазы гармонических составляющих присутствующих на исходной записи.

2. Исследование выявленных  векторов признаков обязательно присутствующих/не допустимо присутствующих в исходной записи.

3. Допустимость/не допустимость отклонений от временных узлов фиксированной длительности.

Исследование видео и звукоряда.

1. Соответствие видео-ряда звукоряду.

2. Выявление меж-кадрового и внутри-кадрового монтажа.

3. Выявление артефактов видео-ряда.

1. Раскадровка видео-записи. Определение непрерывных сцен.

2. Восстановление монтажного стола и монтажных переходов при изготовлении видео-записи.

3. Восстановление непрерывных сцен видео и звукоряда.

1. Допустимость/не допустимость изменения синхронизации, цветности, звукоряда внутри сцен и между сценами.

2. Допустимость/не допустимость соответствия/не соответствия видео-ряда звукоряду.

 

Пограничное компьютерно - техническое исследование

 

 

Инструментальный уровень

Вектора признаков в исходной записи

Исследование внутренней двоичной структуры исследуемой записи и сопоставление её с заявленным устройством документирования или с программным обеспечением, идущим в комплекте с устройством документирования.

1. Исследования формата заголовка, внутренней структуры размещения данных, служебной информации.

2. Соотнесение выявленных признаков к устройству записи, или его модели, или к программному обеспечению, поставляемому с устройством записи.

1. Допустимость/не допустимость отклонений от заявленного внутреннего формата представления информации к формату исходной записи.

 

Синтезирующая часть

На основе исследования  сформированных векторов соответствия/не соответствия определить:

1.    Допустимость их присутствия/отсутствия в фонограмме.

2.    Определить, является ли представленный на исследование  материал оригиналом или полной копией оригинала.

3.    Какие изменения претерпел исходный звуковой сигнал.

4.    Допустимость/не допустимость выявленных изменений.

5.    Обосновать: выявленные изменения произошли в процессе записи или после?

Литература

1.        Каганов А.Ш. Современные методы, технические и программные средства, используемые в криминалистической экспертизе звукозаписей. Москва 2003.

2.        Каганов А.Ш. Криминалистическая экспертиза звукозаписей. Москва 2005г.

3.        Дж. Барнс Электронное конструирование: методы борьбы с помехами Мир 1990г.

4.        Шинаков Ю.С. Колодяжный Ю.М. Основы радио-техники Москва 1993г.

5.        Лосев А.К. Теория линейных электрических цепей Москва 1987г.

6.        Сиберт У.М. Цепи сигнала системы ч 1.ч 2.Москва 1998г.

7.        Данилов А.В. Матханов П.Н. Филлипов Е.С. Теория нелинейных электрических цепей Ленинград 1999г.

8.        Кинтцель Тим Руководство программиста по работе со звуком Москва 2000г.

9.        Каганов А.Ш. О математических моделях экспертной идентификации и диагностики // Экспертная техника. Выпуск 125: Исследование видео– и звукозаписей. – М., ВНИИСЭ при Минюсте СССР, 1995.

10.     Майлис Н.П. Технология экспертного исследования // Современные методы, технические и программные средства, используемые в криминалистической экспертизе звукозаписей. Методическое пособие для экспертов / под ред. А.Ш. Каганова – М.: РФЦ СЭ при Минюсте России, 2003.

 

Внимание! Запрещается перепечатка данной статьи или ее части без согласования с автором. Если вы хотите разместить эту статью на своем сайте или издать в печатном виде, свяжитесь с автором.

Контакт

e-mail: illidiy(собака)orel.ru

На главную